Главная страница Личность
- Периодизация психического развития *1. Понятие возраста в психологии Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тес.* - Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года - 6-7 лет) *1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельн.* - Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года) *1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства. Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития: 1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов; 2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции.* - Методологические и теоретические вопросы психического развития человека *1.Категория "развитие" в психологии и философии В философии сложилось несколько методологических установок при подходе к проблеме развития. Первый подход - натурализм - развитие есть созревание имеющихся способностей, склонностей и т.д. Второй подход - историзм - субъективизация (формирование субъектности человека). Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта. Выделяются 2 основных типа развития: 1) Преформирующий тип - ко.* - Предмет, задачи и методы возрастной психологии *1. Определение и содержание предмета возрастной психологии Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития. Составляющими предмета возрастной психологии являются: -изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение с.* |