Главная страница Социум
Бейтсон Грегори


Бейтсон Грегори (9.5.1904, Кембридж, Англия - 1981, Беркли, Калифорния, США) - англо-американский биолог, антрополог, философ. Среднее образование получил в благотворительной школе (1917-1921), затем, с 1922 г. по 1926 г., прошел курс обучения в колледже Св. Иоанна (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926 г. по 1928 г. работал под руководством А. Уилкинса, в 1928 г. преподавал лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931 г. по 1937 г. он - член совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927-1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936-1938), здесь - вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 г. по 1950 г.

Один из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 г. переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском университете (1948), в медицинском колледже Калифорнийского университета (1948), в это время приступает к работе над проблемой шизофрении. С 1962 г. по 1964 г. он - директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), член руководства Института ментальных исследований в г. Пало-Альто, член Королевского института интеркультуральных исследований и Американского антропологического общества.

Как теоретик сформировался под действием идей Б. Рассела и Л. фон Берталанфи, сторонник психологического направления новых коммуникаций, в котором человек понимается как играющий своим телом в общем оркестре", рассматривал биосферу с позиций квантовой физики.

Его представления имели решающее значение для выдвижения гипотезы двойной связи, разработанной в рамках группы по изучению шизофрении Пало-Альто: общение в семье шизофреника осуществляется на двух противоречащих друг другу уровнях, между которых он принужден выбирать, и каждый выбор санкционируется негативно.Защитник тезиса о необходимости экологического подхода к психологии и психотерапии. Автор психотерапевтической методики парадоксальной интервенции.

Теория двойной связи (double-bind theory) - концептуальная модель, предложенная Г. Бейтсоном в 1956 г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований г. Пало-Альто, объясняющая возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях. В силу того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.), то возникает возможность противоречия между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями. В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к метауровню запрещено и негативно санкционируется. Бейтсон приводит такой пример. Мать при посещении своего сына-шизофреника в клинике в ответ на его радость сначала выражает - на невербальном уровне, мимикой и жестами, - негативное отношение к нему, так как ей неприятно быть вместе с ним. Но когда он вполне адекватно реагирует на это разочарованием и снижением настроения, она начинает - уже на уровне вербальных реакций - упрекать его за то, что он не хочет помочь врачам в своем излечении и остается скованным и лишенным эмоциональности. При этом все возможные упреки сына по поводу ее собственной неискренности будут восприниматься ею как проявление его умственной неполноценности. Таким образом, в отношении одного и того же предмета или явления происходит применение разных, противоречащих друг другу, систем оценивания (двойная связь), являющихся к тому же директивными. Невозможность ребенка разобраться и отнестись к данной противоречивости обусловливает, по мнению авторов, уход в болезнь, в которой наилучшей стратегией становится девальвирование продуктов собственного восприятия, что характерно для шизофрении.

- Как я бросила курить!
- Сам себе программист
- Как пережить диету
- Предисловие
- Как избежать конфликтогенов
- Типология конфликтных личностей
- Выиграть/Выиграть - оппоненты или партнеры?
- Что вносит теплоту в общение
- Шрифт в рекламе
- Стань таким как я хочу...
- Игра в шашки: с правилами и без
- Игра Выдерни соломинку
- Запаздывающее зеркало (тренинг личностного роста, память, внимание, групповое взаимодействие)