Главная страница Личность
Различие между взрослыми и детьми


Детский психоанализ, который впервые в мире дочь 3. Фрейда - Анна Фрейд повернула от патологии к норме, выявил важнейшую проблему - непонимание взрослыми людьми существенной разницы между собой и детьми.

Это отличие в первую очередь касается мыслительных и эмоциональных процессов. В области объектных отношений маленькие дети отличаются от взрослых своей ЭГОЦЕНТРИЧОСТЬЮ. Ребенок нуждается в матери и использует ее исключительно для удовлетворения своих потребностей, что взрослыми может трактоваться как излишний эгоизм и каприз. Дитя не осознает мать в качестве самостоятельной личности, поэтому ее интересы, привязанности, заботы и все, что происходит с ней - ее болезнь, отлучка из дома и, как пишет А. Фрейд, даже ее смерть воспринимается ребенком как лишения, выпавшие на его долю. Рождение в семье еще одного малыша также воспринимается первенцем до определенного возраста как измена ему. Если ребенок заболевает, то родители, вынужденные его лечить, не кормить определенными продуктами, давать ему горькие лекарства, делать уколы и даже класть в больницу, превращаются в восприятии малыша во врагов и мучителей. И подобная интерпретация - норма для ребенка.

Различия в инфантильном образе мыслей не только качественные, но и количественные. Они проявляются в слабости ВТОРИЧНЫХ процессов по сравнению с ПЕРВИЧНЫМИ. Например, страхи - первичный процесс - могут быть такими сильными, что благоразумие - вторичный процесс - выглядит как неблагоразумное поведение ребенка.

Имеются различия во ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ детей и взрослых. Суть этих различий в том, что взрослые измеряют интервал времени хронометрами или изменениями в окружающей природе. Для детей же длительность того или иного интервала времени измеряется интенсивностью их потребностей. Так, голод, желание опорожнить кишечник и мочевой пузырь, усталость не терпят отсрочки у малыша, в то время как педантичные родители могут смотреть на часы, прежде чем накормить своего ребенка, который явно голоден. Поэтому, даже несколько минут вынужденного ожидания пищи кажутся ему вечностью. Его голод, его сытость позволяют ему безошибочно судить о длительности промежутка времени между приемами пищи, измерение же времени чуждым масштабом вредно для ребенка. То есть ребенок живет по принципу "хочу - дай", а взрослые - "надо" и "полезно".

Следующее различие касается СЕКСУАЛЬНОЙ области. Например, незрелость физического "аппарата" ребенка приводит к тому, что он переводит половые взаимоотношения между родителями на язык своей собственной прегенитальности, трактуя их как грубое нападение отца на мать.

Незнание родителями этих различий, недооценка и непонимание переживаний детей, становясь важной поворотной точкой в их эмоциональной жизни, то есть травматическим событием. Это может привести детей к страхам, чувству неполноценности, патологическим изменениям, задержкам в развитии, или к нарушению отношения мать-дитя.

- Чувства
- Табу
- Ролевая игра
- Слепой - поводырь
- Категория общения в психологии. Потребность в общении. Психологический анализ процесса общения.
- Обучение на опыте
- Что внутри, то и снаружи
- Некоторые любят поумнее
- Леонтьев Алексей Николаевич
- Скажи мне, как ты спишь...
- Кто здесь хозяин?
- Организация психодраматической сессии. Принципы психодрамы
- Работа над ошибками