Главная страница Личность
Контакт и сопротивление контакту


В гештальт-терапии КОНТАКТ необходим для изменения и роста. Когда мы вступаем в контакт с окружающей средой, изменения неизбежны. Контакт возникает посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, движения. Хороший контакт обозначает взаимодействие с природой и другими людьми без потери индивидуальности. После переживания контакта типичным является отступление, чтобы интегрировать то, что было узнано. Гештальтисты обучают клиента лучше осознавать свое тело, ощущения и самих себя по отношению к окружающей среде.

Гештальт-терапевты также фиксируют внимание на сопротивлении контакту. С точки зрения гештальта СОПРОТИВЛЕНИЕ относится к защитным механизмам, развиваемым нами, которые препятствуют нам испытывать настоящее наиболее полным и реальным способом. Избегание сознавания и возникающую в результате этого ригидность восприятия и поведения - основное препятствие для психологического развития. Те, кто прерывает собственное развитие, не могут ясно видеть собственные потребности, а также не могут провести точное разграничение и установить правильное равновесие между собой и остальным миром.

Процесс сопротивления в гештальт-терапии рассматривается не совсем так, как в других терапевтических системах, где ставится цель их устранения. Здесь сопротивление рассматривается не как стена, которую надо разрушить, а как творческая сила на подступах к трудному миру. Ф. Перлз описывал четыре типа нарушений контактной границы которые препятствуют психологическому развитию: ИНТРОЕКЦИЮ, ПРОЕКЦИЮ, СЛИЯНИЕ, РЕТТРОРЕФЛЕКСИЮ (позже в гештальт-терапии было описано еще два - ДЕФЛЕКСИЯ и ИЗОЛЯЦИЯ).

ИНТРОЕКЦИЯ обозначает тенденцию некритически воспринимать взгляды и стандарты других людей, это - "проглатывание непережеванным" или присвоение человеком стандартов, норм, способов мышления, установок и способов действия, которые не становятся его собственными, не перевариваются им. Эти интроекты становятся чуждыми ему, поскольку он не проанализировал и не переструктурировал их.

Когда человек интроецирует, он пассивно усваивает то, что предлагает окружающая среда. При этом тратится мало времени на прояснение того, чего он хочет или в чем нуждается. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые ycваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

Одна из задач терапевта состоит в том, чтобы отработать эти интроекты, позволить изучить то, что полезно и может быть ассимилировано, и то, что следует отбросить. Любой опыт, усиливающий чувсто "Я" - это важный шаг на пути освобождения от интроекций.

ПРОЕКЦИЯ - противоположность интроекций. В проекции мы отчуждаем некоторые аспекты самого себя, приписывая их окружающей среде. Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок и желаний и приписывания их другим людям, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри "Я" на окружающий мир.

- "Никто меня не понимает..."
- Детские страхи
- Важность цвета
- Цветовые скромники
- Лесгафт Петр Францевич
- Понимание цветовых сигналов
- Желтый цвет
- Фиолетовый цвет
- Лешли Карл
- Серый цвет
- Использование цветовых сигналов
- Чистота в доме для меня важнее всего на свете
- Подчеркивание определенных свойств