Главная страница Личность
Психосинтез как ветвь практической психологии использует очень много Упражнений, связанных с ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ различных аспектов проблем клиента . Заметим, что само слово "воображение" означает буквально "воплощение в образе". Не удивительно, поэтому, что метод направленного воoбражения занимает одно из ведущих мест.
В частности, можно использовать образную символику восхождения для соединения "падшей" субличности с ее высшим источником. Тем самым мы позволяем ей вспомнить ее высшую природу, раскрыть в ней новое содержание.
Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврата к источнику жизни. Французский психолог Дезуаль говорил о том, что попытка восхождения, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов. Это состояние сопровождается эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания.
Таким образом, если мы представим, что восходим на гору, взяв с собой какую-то субличность, то можем вызвать в ней удивительные изменения. Для реальной работы следует выбирать субличность, которая не устраивает вас каким-то параметрам. Упражнение выполняется следующим образом:
Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Определите где ваша субличность обитает, помня, что ровная долина символически отображает среднее бессознательное, различные ямы, овраги, пещеры, уходящие вниз пропасти и т.д. - низшее бессознательное. Причем, глубина провала omносительно долины соответствует степени погруженности вашей субличности в низшее бессознательное.
Пусть субличность сама определит - где ей приходится жить. Оставайтесь какое-то время вместе с ней, вслушиваясь в звуки, доносящиеся до вас, вглядываясь в окружающую обстановку. Прочувствуйте общее состояние вашей субличности.
А теперь вместе с ней постепенно начинайте подъем. Если субличность отказывается с вами идти - постарайтесь ее уговорить, но ни в коем случае не заставляйте ее идти силой, ее нужно убедить в пользе предстоящего похода.
Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, отмечайте все: погоду, дорогу, по которой вы идете, окружающую природу, звуки и т.д. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, как воздух становится все более чистым и бодрящим. Чем выше вы поднимаетесь, тем тише становится вокруг. Там на заветной вершине воздух чист, прозрачен и свеж, царят тишина и умиротворение. Яркое солнце своими лучами освещает вас и вашу субличность, высвечивая самую ее суть.
На протяжении всего восхождения отмечайте, как ведет себя субличность. По мере продвижения вверх с ней могут происходить сначала едва заметные перемены - вроде изменений настроения, выражения лица. Это могут быть изменения в одежде, или даже полное преображение, когда субличность превращается в нечто иное. Достигнув вершины, вы можете стать свидетелем еще одного пре ражения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве, говорите с ней.
Разумеется, при однократном выполнении упражнения, преображаения может и не произойти. Субличность может сбежать на середине пути, или отказаться идти дальше. Иногда она еще больше отдаляется от своего истинного архетипа. Это может произойти в случае, если мы не признаем и не принимаем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Своим неприятием и раздражением в ее адрес, мы сами ставим ей препятствия к необходимой трансформации.
Подводя итог, отметим, какую пользу дает работа с субличностями:
1. Мы учимся распознавать разнообразные, подчас противоречивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При зтом мы признаем и принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное.
2. Мы учимся освобождаться из-под контроля властвующих над нами сил.
3. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им объединяться в более крупные, но менее конфликтные.
4. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, обнаружив тем самым, что любое психическое содержание несет в себе зерно собственного преображения.
5. И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности - своего истинного "Я".
Потребности низшего бессознательного более или менее корректируются обычными видами психотерапии, религиозные учения способствуют расширению горизонтов высшего бессознательного, психосинтез же помогает осознать весь спектр своих стремлений и принять на себя ответственность.
Собственно психосинтез, по мнению Р. Ассаджиоли, начинается после осознания клиентом идеального образа в себе, как центра, вокруг которого необходимо строить новую, внутренне согласованную личность. При этом он постоянно напоминал, что оптимальным вариантом для желающего измениться, является наличие рядом опытного тренера - учителя, способного помочь в случае необходимости.
Для тех, кто рассчитывает на собственные силы Р. Ассаджиоли рекомендовав тщательно разработать план действий, сформулировать "внутреннюю программу". Необходимо визуализировать, мысленно представить себе свою цель.
- Правило выбора цвета- Оранжевый цвет
- Синий цвет
- Кафка Густав
- Белый цвет
- Бежевый и коричневый цвета
- Полное овладение языком цвета
- Липпс Теодор
- Торговая наценка
- Вопросы и ответы
- Цвет и дети
- Когда любовь - беда Как не остаться одной из-за преданности прошлому
- Вы ни в чем не виноваты