Главная страница Личность
К проблематике психологии социального познания (Г.М.Андреева)


Начиная с 70-х г.г. настоящего столетия в социально-психологической литературе все чаще и чаще стала заявлять о себе особая проблемная область, которая обозначила себя как "психология социального познания". Собственно говоря, термин этот приведен здесь не вполне точно, ибо в англоязычной литературе слово "психология" в наименовании этой области опущено, и она названа лаконично "Social Cognition". Понятно, что авторам термина хорошо известно его употребление не только в словаре психологии, но и в более широком спектре гуманитарных наук. Есть солидная традиция изучения социального познания в философии (прежде всего, в разделе "теория познания") и в социологии, где в качестве одной из "самостоятельных" дисциплин существует "социология познания" (или "знания"). Поэтому употребление выражения "social cognition" психологами предполагает, конечно, специфический угол зрения на проблему, и в этой связи точнее в данном случае говорить о "Психологии социального познания".

Тот факт, что психологи обратили внимание на давно обозначенную проблему именно во второй половине ХХ столетия, имеет свое объяснение. Вся предшествующая традиция, развитая в философии, да и в классическом варианте социологии знания (например, в работах М.Шелера и К.Маннгейма), не вполне различала два возможных акцента при изучении социального познания. Один из них - анализ методологии социального познания, разрабатываемой различными научными дисциплинами: их средства, приемы, нормативы, руководствуясь которыми можно изучить (познать) социальную реальность. "Социальное познание" в такой трактовке - это научное познание всей совокупности социальных явлений, отношений, фактов; задача и способы ее решения исследователями. Второй акцент, который в принципе также отмечался, - это познание социального мира "обыденным" человеком, непрофессионалом, познание им повседневной реальности своей собственной жизни. "Социальное познание" в данном случае - не научное знание, а то "знание", которое складывается в непосредственном жизненном опыте каждого человека. Последний выступает как "наивный психолог" или, в крайнем случае как "наивный ученый" (Moscovici, Hevstone, 1983).

Социальная психология категорически заявила о том, что ее интерес к социальному познанию связан с этим вторым возможным акцентом. Можно привести много причин того, что такой подход стал особенно актуален во второй половине столетия. Усложнение общественной жизни, проявляющееся и в убыстрении социальных процессов, и в возникновении новых форм и "сечений" общественных институтов, и во все умножающихся бурных социальных изменениях, а порою катаклизмах, требуют от обыденного человека, рядового члена общества достаточной степени понимания того, что же происходит вокруг. Ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире, можно только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты; без такой интерпретации легко утерять смысл как происходящего, так и своего собственного места в нем. Бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требуют от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения "совладать" (что обозначается в английском языке словом to cope, отсюда существительное coping) с новой ситуацией, то есть оптимизировать деятельность в ней, следовательно, лучше понять, как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем. Таким образом познание социального мира обыденным человеком становится специальным предметом исследования.

- Серый цвет
- Использование цветовых сигналов
- Чистота в доме для меня важнее всего на свете
- Подчеркивание определенных свойств
- Использование шести цветных стратегий в повседневной жизни
- Язык цвета, который поможет вам продать дом
- Язык цвета и щи
- Любовь - болезнь, любовь - зависимость
- Не рано ли мне оставлять реьенка без присмотра?
- Герои наших грез
- Лоренц Конрад
- Энергетика любви в вашем доме
- Почерк и индивидуальность