Главная страница Личность
Леви-Брюль Люсьен


Леви-Брюль Люсьен (1857- 1939) - французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.), рассматривавшую психику вне ее социально-исторической обусловленности. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие коллективные представления, утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления.

На этой основе создал теорию первобытного мышления (Умственные функции в низших обществах, 1910), характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества, оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), наделяющему предметы и явления свойством единосущности (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). Терминами пралогическое и логическое Леви-Брюль обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т. д. Несмотря на вызванный справедливой критикой отказ Леви-Брюля от ряда своих положений, его работы послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.

- Кандинский Виктор Хрисанфович
- Философские предпосылки психодрамы
- Виды и роль эмоций в жизни человека
- Не нарваться бы на педанта
- Лакан Жак
- Не стоит опускать руки
- Методологические и теоретические вопросы психического развития человека
- Периодизация психического развития
- Метод направленного воображения
- Психологические особенности старшего школьного возраста
- Женщины, будьте бездумными
- Напрасны наши сожаленья...