Главная страница Личность
Категория общения в психологии. Потребность в общении. Психологический анализ процесса общения.


Общение - необходимое условие развития, необходимая сторона деятельности, дает новое представление о мире и самом себе. Общение можно рассматривать как деятельность поскольку у нее существуют мотивы.

Потребность в общении.

1) ради чего общаются люди? Общение предполагает непосредственный контакт, в котором есть наличие вопроса и готовность дать ответ.

2) как общаются люди? Общение предполагает отношение. Отношение - наличие адекватного восприятия и понимание людьми друг друга. К. Роджерс: эмпатия.

3) общение являет своим результатом новое качество как результат взаимопонимания.

У. Джемс. Два аспекта потребности:

1) объективная необходимость.

2) психологическая представленность. ПВО:

1.1 быть частью целого, принадлежность.

1.2 аффективное сопричастие.

2.1 необходимость в признании.

2.2 чувство самоуважения.

Каков предмет ПВО?

В начале ХХ века оказалось, что болезненная чувствительность к внешним влияниям - результат недостатка общения. Эксперименты Харлоу. Макаки резус:

1) воспитание в общих условиях.

2) в условиях социальной изоляции.

3) муляж мамы из проволоки или покрытый пушистой материей. Итог: детеныши устойчиво предпочитают матерчатую маму.

Предмет ПВО - специфическая сенсорная мотивация, непосредственный контакт, который является условием эмоционального контакта. Сенситивный период в 2-2,5 месяца - комплекс оживления. Детеныши сначала контактируют с искусственной мамой, затем начинают отходить от нее все дальше. Сильное снижение развития детенышей на последующих этапах. Прямой контакт с матерью необходим на ранних этапах, потом он должен быть разорван, иначе происходит сильная задержка в развитии.

Вхождение в семью.

Необходимость полной семьи, наличие конкретных образцов для будущих социальных ролей. Дефицит их приводит к тому, что это место оказывается не уточненным, т.е. его может занять любой человек. Путаница ролей. Юнг: архетипическая ситуация - форма постановки и возможного решения личностной проблемы. Фрейд: Эдипов комплекс. Все будущие социальные взаимодействия определены разрешением тех проблем, которые возникли в семейной ситуации (триада). Анима (душа): архетип анимы - представление мужчины о женщине. Анимус (дух): архетип анимуса - представление женщины о мужчине. Законы выбора партнера у взрослого совпадают со сложившимися в семейной ситуации.

Подростковый возраст: полное вхождение в мир сверстников.

Развитие ПВО:

1) необходимо пережить этап становления частью целого. Эксперименты Шерифа. Вхождение в коллективное мы. Задержка развития: всю жизнь делить мир на мы и они.

2) появление друга - человека для личностного общения. Пути ее развития в дальнейшем очень разнообразны. Например, Марсель Пруст, который выходил из дома только ночью.

Аспекты описания анализа:

1) поведенческий аспект. Диагностический подход. Результат факторного анализа - индивидуальный стиль общения. Пример: круговая модель Лири. Факторы: а) эмоциональное принятие - непринятие партнера; б) доминирование - подчинение; + в) симпатия - антипатия.



2) эмоциональный аспект. Речевое высказывание имеет содержание (текст) и условие его понимания (контекст). Эмоциональная сторона связана с контекстом. Способы передачи контекста: а) сравнение эмоционального состояния с другим состоянием. Б) оценка другого человека. Когда эмоция вмешивается в текст, она его нарушает. В) группы психологических защит.



3) психологический аспект: внутренняя сторона общения, ее психологические механизмы. Как я должен представлять себя, чтобы иметь возможность общаться?. Э. Берн. 1) процесс общения разворачивается на нескольких уровнях, поэтому оно может быть представлено в качестве игры, т.к. могут возникать конфликты между социальными ролями. 2) полноценное общение как игра предполагает взаимосвязь между уровнями (параллельные трансакции). 3) даже отдельный акт общения имеет текст и контекст. Подлинное содержание может принадлежать не тексту, а контексту. Приемы воздействия могут быть прямыми и косвенными. Индивидуальный стиль общения: типовые модели игр.



Игра - характеристика субъекта общения, его жизненный стиль. Сценарии.



- Бежать от одиночества...куда?
- Новую себя не купишь
- Маленький праздник для себя, любимой
- Депрессия
- Выход из одиночества или тупик?
- Лурия Александр Романович
- Фазы психодраматической сессии
- Боль старости
- Транзактный анализ (введение)
- Структурная патология
- Основные способы структурирования времени
- "Моя твоя не понимает"
- Основные понятия для анализа жизненного сценария