Главная страница Личность
Лоренц Конрад


Лоренц Конрад (1903-1989) - австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.

Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсбергском университете, с 1948 работал а университете Мюнстера, затем - в Институте физиологии поведения им. М. Планка в Зеевизене.

Для Лоренца наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением основных механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психикивосприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира. Лоренц пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Лоренц отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредственное значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеческих обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетическим процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, которые становятся основанием для развития человеческой культуры. По мнению Лоренца, ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеческий разум, язык, способность к агрессии.

С точки зрения Лоренца, разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособительных реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстрактному мышлению без строго логического и морального оформления приводит к разрушению культуры, общества, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технологических изобретений человека. Труд выступает для Лоренца как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиологической и биологической природы (отсутствие необходимых естественных средств нападения и обороны).

Абстрактное мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.

- Основные понятия
- Контакт и сопротивление контакту
- Бойтесь "птичьего греха"
- Не выигрывает тот, кто не играет
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года - 6-7 лет)
- Ланге Карл Георг
- Психологические особенности подростка
- Вырвись за пределы времени
- Духовная реализация - основная цель
- Техники гештальт - терапии. Отношения "клиент - терапевт" в гештальт -терапии
- К проблематике психологии социального познания (Г.М.Андреева)
- Психодраматический театр