Главная страница Личность
Фазы психодраматической сессии


Этапы погружения в проблему протагониста следует оформлять с помощью следующего ритуала. Один из участников группы заявляет о том, что он хотел бы быть протагонистом в течение следующей сессии. Стул рядом с этим участником освобождается и ведущий психодрамы подсаживается к нему, выделяя его таким образом из других участников. Ведущий начинает его интервьюировать, т.е. задавать уточняющие вопросы, помогая обозначить основную трудность протагониста. Это способствует формулировке значимого для него вопроса, ответить на который важно протагонисту в связи с обозначенной проблемой.

Когда вопрос сформулирован протагонист и психодраматист встают. Круг участников раздвигается. Психодраматист вместе с протагонистом ходят внутри круга, выбирают и начинают представлять себе тот психодраматический эпизод, с которым предстоит работать. Психодраматист приспосабливает свой темп движения к темпу протагониста, осуществляя пристройку и внутренне настраиваясь на его темп продвижения в ситуации. Это "второй ярус" сцены.

Если эпизод, который решается инсценировать, выбран, круг раздвигается еще шире. Его центр фактически образует сцену, на которой протагонист начинает особым образом организовывать пространство, т.е. символически с помощью вспомогательных средств выстраивать предполагаемое пространство психодраматического эпизода. Протагонист также из участников группы выбирает "вспомогательных лиц" - персонажей его психодраматического эпизода. Участники группы особым образом вводятся в роли. Делается это так: протагонист встает сзади участника и кладет руки на его плечи, а затем от первого лица дает характеристику того персонажа, в роли которого будет находиться участник. Уже в момент такого "инструктажа" протагонист, во-первых, проявляет свое отношение к данному персонажу и, во-вторых, "примеряет" на себя его образ.

Так как мы уже говорили, что в персонажи, задействованные в психодраматическом эпизоде, протагонист проецирует свои части личности. Поэтому их восприятие протагонистом неполное, они являются как бы фантомами его представления о ситуации, окрашенной его эмоциями. Оба этих эффекта введения в роль участников могут оказаться источниками осознания и изменения протагониста, а также получения им ответа частично или полностью на поставленный в момент интервьюирования вопрос. Однако ввод в фазе разогрева чаще всего лишь способствует пониманию и прояснению для психодраматиста и других участников трудностей протагониста и глубже погружает его в проигрываемую ситуацию.

В процессе ввода, участники, от имени персонажа, могут задавать вопросы, например: "Как я отношусь к главному герою?" и т.д. Так делаются сопутствующие уточнения, чтобы точнее войти в образ переживания. Их вопросы так же заставляют задуматься протагониста и могут способствовать для него самого прояснению отношений с его значимыми лицами. Сам ритуал ввода протагонистом участников в роли значимых для него лиц также способствует разогреву протагониста и группы. Психодраматист в это время не только следит за соблюдением ритуала (это важно в начале работы), но и сам организует психодраматнческий процесс. Он задает уточняющие вопросы, предлагает эксперименты в инсценировании, обращает внимание протагониста и других участников группы на то, что ускользает от внимания протагониста.

- Жестокость
- Коммуникационные сети
- Агрессия
- Психология дружбы
- Понятие дружбы и её значения
- Возникновение дружбы. Встреча
- Дружба и Эротика
- О чем расскажет голос
- Контроль эмоциональной сферы
- Эмоциональнная напряженность. Стресс. Аффекты
- Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки
- Основные стадии протекания конфликта
- Стиль компромисса