Главная страница Личность
Очень часто к старости нас начинают одолевать не только многочисленные недуги, но и обостряется проблема одиночества. Хорошо, если у вас есть внуки. В них вы находите смысл и продолжение жизни. Но как быть, если даже родные дети о тебе забыли?
Я встречала таких пожилых людей в больнице. Они не стремятся выписаться домой, потому что дома их ждет, в лучшем случае, больной старик, в худшем - никто.
Женщины и мужчины после 55 - 60 лет начинают остро чувствовать, что они уже никому не нужны, что их списали со "всеобщего" конвейера, о них забыли. Эти люди теряют смысл существования, им незачем больше жить, они впадают в депрессию и становятся похожими на тени из прошлой жизни.
Социологические исследования (М. Аргайл) показывают, что люди старшего возраста (более 65 лет) менее счастливы и оптимистичны, не придают большого значения проблемам, связанным с работой, деньгами или социальными контактами, зато они более чувствительны к своему состоянию здоровья. Одновременно результаты этого исследования говорят в пользу того, что люди старшего возраста ощущают в себе большую способность преодолевать трудности, нежели молодые люди, обладают более высоким чувством перспективы и имеют больший иммунитет к проблемам в целом.
Во время психотерапевтических сеансов с людьми пожилого возраста я сталкивалась с тем, что они никак не могли представить себе будущее или же оно казалось им слишком темным и печальным.
За несколько десятков лет в памяти, облике, состоянии здоровья этих людей накопились следы от пережитых в течение жизни страданий. Им уже не до развлечений. Да, и о каких развлечениях может идти речь, если пенсия 300 тысяч рублей? И ВСЕ же? Ведь дело здесь не только в деньгах. Как помочь пожилому человеку вернуть утраченный им смысл жизни? Вопрос очень тонкий. Раньше, когда вы имели работу, семью, детей, таких вопросов не возникало. Вспомните, что вы тогда чувствовали. Может быть, вы чувствовали заботу, любовь, взаимопонимание, сотрудничество, интерес к общему делу или что-то еще? Почувствуйте это внутри себя, как будто бы эти чувства сейчас с вами.
Даже, если вы болеете, у вас бывают минуты и часы, когда есть силы и желание что-то делать. Что вы любите делать? Наполните свои дни домашними делами, любимыми занятиями, общением со знакомыми, с соседями, с животными. Вы могли бы заниматься интересной и нетрудной работой: шить, вязать, заниматься садоводством, быть няней, сторожем или кем-то еще? Вам стоит составить распорядок дня.
Когда вы идете погулять, осмотритесь внимательнее вокруг. Как много деталей вы раньше не замечали? Учитесь быть наблюдательными.
Вы можете радоваться каждому дню и каждый день - тому, что живете. Милтон Эриксон - известный американский психотерапевт однажды сказал: "Мы начинаем умирать с того момента, когда рождаемся, одни это делают быстрее, чем другие. Единственное, что мы можем сделать - это уметь радоваться жизни". Забудьте о жалости к себе. Научитесь чувствовать ценность своего бытия.
Посмотрите, какого цвета небо сегодня, как светит солнце через ветви деревьев. Что вы чувствуете, когда ваши ноги прикасаются к земле? Какие звуки вы слышите на улице и в лесу? Начните мысленно собирать фотоальбом красивых пейзажей. Больше нигде такого не найдете, потому что этот - внутри вашей головы. Запомните закат, ощущение воздуха вечером, когда темнеет, вид озера или пруда. Вас ждут путешествия по тропинкам и дорогам, по которым вы еще не ходили. Ваш жизненный путь продолжается и только от вас зависит, каким вы его сделаете.
Попробуйте представить то, что вы еще не успели сделать в этой жизни. Найдите способы, которые помогут вам этого достигнуть. Наполнитесь ожиданием нового, и оно к вам обязательно придет.
Третья часть жизни, старческий возраст, связана с осмыслением накопленного в жизни опыта, с нахождением истины. Это во многом философский возраст. Взглянув в свое прошлое, вы можете оценить свои удачи и ошибки. Не судите себя слишком строго. Сейчас вы более отчетливо видите, чего вы успели достигнуть и что еще предстоит совершить. Только с вашим запасом опыта и знаний можно этого добиться. Вы могли бы стать наставником для более молодого поколения.
Мартынова Ольга Сергеевна
- Коммуникационные сети- Агрессия
- Психология дружбы
- Понятие дружбы и её значения
- Возникновение дружбы. Встреча
- Дружба и Эротика
- О чем расскажет голос
- Контроль эмоциональной сферы
- Эмоциональнная напряженность. Стресс. Аффекты
- Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки
- Основные стадии протекания конфликта
- Стиль компромисса
- Карта конфликта