Главная страница Личность
Возникновение сценария


СЦЕНАРИЙ - это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности: завязку, действие, кульминацию и финал. Он может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или позорным. Э. Берн считал, что план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути . Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора.

По мнению Э. Берна, в основе сценариев обычно лежат непосредственные, как у детей иллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия автономности своей личности, в то время как фактически они выполняют, при чем, часто не задумываясь, предписания своих сценариев. Время от времени, однако, некоторые люди начинают сомневаться в правильности своих сценариев, что приводит к развитию личностных кризисов. Людям иногда удается выйти из этих кризисов посредством удаления некоторых блокировок подлинной автономии и хорошо функционирующего Взрослого.

С точки зрения транзактного анализа человек начинает "записывать" свой сценарий с момента рождения, а к четырем годам уже определяет основные моменты его содержания. К семи годам вносятся все существенные детали, а от семи до двенадцати происходит его совершенствование. В юношеском возрасте сценарий начинает приобретать реальные очертания.

Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильное впечатление на поведение взрослых людей, является центральной не только в транзактном анализе, но и в других направлениях психологии (например, психоанализ). Отличительной особенностью теории сценария является идея о том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь.

Другой отличительной чертой является то, что план жизни достигает кульминации в избранной альтернативе. Финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первого, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Она получила название РАСПЛАТА за сценарий. Э. Берн говорит о том, что при проигрывании нами нашего сценария мы бессознательно выбираем поведение, который приблизит нас к расплате сценария. Он считал, что в клинической практике встречаются четыре главных типа расплаты: быть одиночкой, быть "задницей", сойти с ума или упасть замертво. Даже если сценарий является деструктивным, обращаясь к сценарию, люди начинают чувствовать себя комфортно. Это происходит из-за того, что выполнение приказаний, соответствующих сценарию, представляет собой уступку родителям, что связано с благополучием и комфортом, обусловленными родительской защитой. Алкоголик, даже мучаясь в состоянии похмелья, получает одобрение родительского Дитя, призывающего: "Не думай! Пей".

Кроме этого, важно отметить, что ребенок сам принимает РЕШЕНИЕ о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Э. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: "Вы оба попадете в психушку". Впоследствии один из братьев стал психиатрическим больным, а другой стал психиатром. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему не просто враждебным, но даже угрожающим его жизни. Но эти решения принимаются без тщательного обдумывания, а в соответствии с эмоциями ребенка и его способами тестирования реальности.

Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-либо решения, они, тем не менее, оказывают на него сильное влияние. С первых дней жизни ребенка родители передают ему различные послания, на основе которых тот формирует представления о себе, о других людях и о жизни. СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ могут быть как вербальными ("Ты глупый", "Ты кончишь в тюрьме", "Ты ничего не добьешься" и т.п.), так и невербальными.

- Возникновение дружбы. Встреча
- Дружба и Эротика
- О чем расскажет голос
- Контроль эмоциональной сферы
- Эмоциональнная напряженность. Стресс. Аффекты
- Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки
- Основные стадии протекания конфликта
- Стиль компромисса
- Карта конфликта
- Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа
- Конфликтный функционализм Льюиса Козера
- Опасения
- Особенности изучения конфликтов