Главная страница Личность
Основные понятия для анализа жизненного сценария


По СОДЕРЖАНИЮ сценарии делятся на три группы: ПОБЕДИТЕЛЯ, ПОБЕЖДЕННОГО и НЕ-ПОБЕДИТЕЛЯ. Победителем называется человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделан. Неудачник - тот, кто не в состоянии осуществить намеченное им самим. "Победа" всегда соотносится с целями, которые человек себе поставил. Человек, имеющий сценарий "не-победителя", представляет собой золотую середину. День ото дня он терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Э. Берн предложил способ, по которому можно отличии Победителя от Побежденного. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Победитель знает что, а Побежденный не знает и только и делает, что говорит о победе. Победитель всегда учитывает несколько возможностей и поэтому побеждает. Если что-то не выходит, он пробует другой путь, до тех пор, пока не достигает успеха.

ЖИЗНЕНЫЕ ПОЗИЦИИ. В основе такой позиции лежит отношения человека к себе и к миру с точки зрения благополучия. Она принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать свое решение, основанное на более раннем опыте. Э. Берн считал, что здесь возможны две предпосылки: "Я - хороший" ("Со мной все в порядке") или "Я - плохой" ("Со мной не все в порядке"), "Ты - хороший" или "Ты - плохой". Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние позиции, исходя из которых чаще всего разыгрываются игры и программируются сценарии.

Ребенок, который избрал позицию "Я - хороший, Ты - хороший", скорее всего, выберет сценарий Победителя. Он считает, что его любят и что он приятен другим людям, и принимает решение о том, что его родители приятные люди. Впоследствии он распространяет этот взгляд на всех людей. Это позиция вполне здоровой жизни, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев: "Жизнь стоит того, чтобы жить".

Если ребенок избирает позицию "Я - плохой. Ты - хороший", то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле - самоуничижение, передаваемое детям. Такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед другими людьми, используя при этом их слабости. Это в основном меланхолики, неудачники, люди, которые мучают себя: "Моя жизнь немного стоит". Чаще всего они прозябают в одиночестве и попадают либо в больницу, либо в тюрьму.

Позиция "Я - хороший, ТЫ - плохой" только на первый взгляд может показаться выигрышной. Такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других: "Ваша жизнь немного стоит". В худшем случае это позиция убийцы, в лучшем - непрошеного советчика, который лезет помочь "неблагодарным людям" в том, в чем они не нуждаются. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в детские дома, гонят от себя друзей и близких людей.

Для проигрышного сценария более всего подходит позиция "Я - плохой, Ты - плохой". В этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым. При этом он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже неблагополучные. Это позиция безнадежности: "Жизнь вообще ничего не стоит".

- Модель цикла личного отношения Левинджера
- Структура общения
- Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации
- Преодоление конфликтов посредством общения
- Понятие конфликта
- Эффект плацебо или силы наших убеждений
- Методы урегулирования конфликтов
- Стиль приспособления
- Диалектическое учение о противоречии и конфликте Карла Маркса
- Положения схемы Дарендорфа
- Конфликты и пути их разрешения
- Для чего изучать конфликты
- Основные этапы (фазы) конфликта