Главная страница Личность
Развитие речи ребенка шестого года жизни


"Речь - могучее средство общения и взаимодействия людей".

А.А. Люблинская

"Усваивая родной язык, ребенок усваивает... бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов..."

К.Д. Ушинский

К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 - 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение слов сложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т.д.).

Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов. Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки (ш, ж), звук р заменяется звуком л, либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный "р"). Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки (с ш, з ж).

Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Высказывая свои суждения, дети прибегают к предложениям, где называют субъект (подлежащее), его действие или состояние (сказуемое), объект, на который направлено действие субъекта (дополнение). Указывают на конкретные обстоятельства, в которых протекало действие (обстоятельство) и на наиболее конкретные признаки субъекта или объекта (определение).

Происходит увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли однородных членов предложения. Сложные предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах.

Увеличение объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений, происходит в речи ребенка почти одновременно. Например: "У меня есть на даче кукла, а недалеко живет собака Шарик". "Он поехал домой, где живет баба-Клава".

К началу шестого года жизни ребенок все чаще употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из 3-4-х простых предложений. Иногда в одном предложении может быть выражена при помощи придаточных предложений и временная зависимость и сделано указание на пространственные отношения.

Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка. В среднем, пятилетний ребенок пользуется предложениями, состоящими из 12-15 слов. Большие затруднения возникают при согласовании большой группы слов, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное место, согласовать со всей группой слов. Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке. Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.

- Как не бояться экзамена?
- Регуляция дыхания как средство борьбы со стрессом
- Первая помощь при остром стрессе
- О чувстве неуверенности
- Я - это все мои Я
- Зимняя депрессия
- Что же такое панические атаки (ПА) и что с ними делать?
- Самоубийство - как невозможность найти выход
- Самоубийство - как избавление от страданий
- Опоздание -- это карма
- Как вставить в себя установки для соблазнения, чтобы они действовали автоматически
- Пиаже Жан
- Цена и Перспектива Лидеров