Главная страница Личность
Как не бояться экзамена?


Студент, готовящийся к экзамену, напоминает эквилибриста в цирке. Водрузив на голову пирамиду разнокалиберных знаний и балансируя, он благополучно доносит ее до экзаменатора. Но при первом же шаге после сдачи экзамена пирамида рассыпается, и собрать ее вновь нет никакой возможности... Ситуацию экзамена образно описал известный писатель-фантаст Станислав Лем в одном из рассказов о пилоте Пирксе.

Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убедился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше... А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности... А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему? Читайте у Фрейда!

Интеллект - это сложное и насыщенное явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, легкость переключения внимания, или подвижность нервных процессов, способность к мыслительным нововведениям (от ригидности до флексибильности) и многое-многое другое. Но на плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект - никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько мышление.

Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности, или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом...

Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе... Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы... Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя замкнутый круг.

Переживание страха - состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям - иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных... А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.

- Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)
- Повесть, попавшая в цель
- Трансперсональный этап психосинтеза. Кризис духовного роста
- Ланге Николай Николаевич
- Международный Гештальт - лексикон (редактор С.Грингер)
- Действующие лица и исполнители
- Релаксация
- Антистрессовое дыхание
- Приветствие
- В чем мне повезло в этой жизни
- Марионетка
- Тосты
- Зависимость (незаконченные предложения)