Главная страница Личность
Нормальное развитие ребенка


В соответствии с теорией психоанализа, А. Фрейд разделяет психику на составные части и отдельно следит за судьбой этих отдельных частей - инстинктов "ОНО", инстанции "Я" и "СВЕРХ-Я".

1."БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО " между матерью и ее ребенком - фаза, в которой НАРЦИССИЗМ матери распространяется на ее ребенка, когда и сам ребенок включает мать в свою нарцистическую среду. (НАРЦИССИЗМ - любовь к собственному образу. У 3. Фрейда существовало предположение об особой стадии сексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и объектной любовью).

Эта первая фаза развития психики ребенка позволяет выделить в ней АУТИЧЕСКИЙ и СИМБИОТИЧЕСКИЙ периоды, то есть до и после рождения ребенка. В симбиотическом периоде ребенок испытывает страх разлучения и одновременно желание самостоятельности. Симбиотический период характеризуется для ребенка телесным единством с матерью, основанным на переживаниях удовольствия и неудовольствия. Он считает, что мать чувствует его голод, усталость, боль как свои собственные. И если такое ожидание не удовлетворяется матерью, то ребенок переживает страх, плачет, долго не может успокоиться. Там, где мать и ребенок разделены, независимо от повода, у ребенка можно наблюдать вспышку страха и страдания, то есть для него происходит разлучение в полном смысле этого слова, это доказано еще в 1960 году в экспериментах Боули. Поэтому А. Фрейд предупреждает об опасности для последующей взрослой жизни ребенка разлучения матери с малышом даже на один час на этом этапе развития.

2."ЛЮБОВЬ К ОПЕКЕ" или "период отдельных отношений" - этап развития ребенка, при котором осуществляемый им выбор объекта привязанности регулируется не со стороны "Я", а со стороны его потребностей и инстинктов. То есть ребенок выбирает в качестве предпочтительного человека того, кто удовлетворяет его потребности. Это не является проявлением его прагматизма и каприза, а лишь свидетельствует о нормальной особенности развития ребенка, проявляемой в эгоизме.

По данным зарубежных исследователей известно, что если мать недостаточно справляется с ролью источника удовольствия, то возникают, например, анаклитические депрессии. Это - психические расстройства, возникающие у ребенка, лишенного матери, после того как в течение первых шести месяцев он имел нормальные отношения с ней. Проявляются симптомы этой депрессии на первом месяце разлучения в плаксивости ребенка, требовательности, привязчивости к общающемуся с ним взрослому. На втором месяце разлучения с матерью дети отказываются от контакта, лежат ничком в кроватках, у них появляется бессонница, потеря веса, склонность к заболеваниям, усиливается задержка моторного развития, возникает маскообразное выражение лица. После третьего месяца разлучения у ребенка - уже устойчиво застывшее выражение лица, вместо плача - хныканье, замедляется общее развитие. Если между концом третьего и пятого месяцев ребенок возвращен матери, или найдена подходящая (с точки зрения ребенка) замена, то все расстройства очень быстро исчезают. Замечено также, что если опеки было недостаточно (мера достаточности определяется не ухаживающим лицом, а потребностями ребенка), то во взрослом возрасте этот ребенок будет попадать в опасные ситуации чаще, чем другие люди.

- Марионетка
- Тосты
- Зависимость (незаконченные предложения)
- Музыкотерапия
- Лейбниц Готфрид
- Первая помощь при остром стрессе
- Как там, за каменной стеной?
- Научитесь смотреть на себя собственными глазами
- Как не стать одинокой, находясь среди близких людей
- Ноги и характер
- Государыня рыбка
- "Никто меня не понимает..."
- Детские страхи