Главная страница Социум
Психодрама


ПсиходрамаБазовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные. Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием темы, изображаемой в действии. Базовая - широкий круг применения, универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы. Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность. Ситуационная - представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная психологическая основа, сильно привязана к одержанию проблемы. Общие характеристики: техники ролевых игр - терапевтический инструмент. Структурные требования к технике ролевых игр (ТРИ):

  1. Любая ТРИ должна быть психологически обоснована, то есть способна порождать и активизировать определенные психологические процессы;
  2. ТРИ должна быть несложной;
  3. ТРИ должна быть краткосрочной;
  4. ТРИ должна быть хорошо спланирована и выстроена, следовать определенным процедурам и правилам;
  5. ТРИ должна предоставлять протагонисту поддержку, быть путеводной нитью.
    Девять специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями, реплики в сторону, пустой стул, зеркало.Представление самого себя. Состоит из коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и люгитальность. Субъективность - описание базируется на особенностях характера протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность - протагонист является единственным источником этих ощущений. Существуют два вида метода:
    • Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад личностей;
    • Психодрама - серия завершенных ситуаций.
      Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого отвечают на вопросы.Обоснование: применение техники обусловлено причинами:
      • Согласованность - изображение значимых людей в последовательных эпизодах;
      • Психологическое состояние человека в начале терапии (тревога) удовлетворяется потребностью в защите в процессе самораскрытия при обеспечении контроля за степенью раскрытия;
      • Усиливается готовность человека включиться в лечение ролевыми играми.
        Показания:
        • В начале лечения
        • Когда человек зажат, скован
        • С чересчур разогретым человеком - требует сфокусированности внимания на задании и обеспечивает контроль
        • Если человек не доверяет вспомогательному лицу, подозревает всех (параноики)
        • Если человеку трудно работать с другими людьми.
        Противопоказания:
        • Когда человек недостаточно разогрет, ему трудно выполнять все роли, вспомогательное лицо должно их стимулировать
        • Когда человеку трудно дается исполнение чьей-то роли.
        Исполнение роли - это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть часть тела, животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она не применяется. Но существуют три исключения:
        • Когда используется одна техника как монодрама
        • Когда используется техника обмена ролями
        • Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.
        Показания: когда для развития замысла необходимо вспомогательное лицо, когда нудна тренировка в новой роли, во время тренинга, когда человека просят принять новую чужую роль. Противопоказания: когда человек отказывается работать со вторым лицом, когда человек не готов серьезно войти в действие ролевых игр и откладывает работу со вспомогательным лицом на более позднее время.Диалог - это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми. Вспомогательный персонал - люди, с которыми человек взаимодействует в реальной жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и вспомогательный персонал). Часто используется при исследовании конфликтных ситуаций. Обоснование: достоверность получаемой во время игры информации, техника становиться самым достоверным изображением. Показания: когда необходимо определить источники сложностей протагониста, для тренировки, обучения новым навыкам, новому поведению в условиях, идентичным реальной жизни. Противопоказания: те же, что и в технике исполнения роли, но также - когда вспомогательное лицо увлекается и начинает вытеснять протагониста - тогда его нужно отстранить и заменить новым, а сама техника заменяется техникой исполнения роли, когда второстепенное лицо новое, а старое - просто наблюдатель. Когда протагонист и второстепенное лицо взаимодействуют в форме, которая сохраняет и даже усиливает патологические взаимоотношения - заменить другой техникой. Монолог - изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он вслух (но при этом письменно) советуется с самим собой - комментирование своих действий в ролевых играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две формы монолога: акт полного раскрытия самого себя и сопротивление полному развитию роли. Использование: для дополнения действия, изображаемого во время основной, ключевой сцены; для связующей сцены. Помогает вовлеченности в процесс ходьба по кругу и открытое выражение своих мыслей вслух. Эта техника разговора с сами собой сочетается техникой дублирования, так как человеку могут понадобиться внешние стимулы для разговора (второстепенное лицо исполняет роль дублера). Показания: когда человек скрывает информацию или не проявляет важные чувства и мысли; если человек созрел для участия в важной сцене и готов поделиться своими ожиданиями, тревогами. Также, в конце сцены, когда у протагониста остались еще не выраженные чувства; если терапевт ищет ключи для начала следующей сцены. Противопоказания: когда общение идет свободно, человек выражает себя без проблем; когда действия развиваются гладко, и паузы, возникающие в связи с монологом, нарушили бы вовлеченность протагониста.Дублирование - (al te ego) - второстепенное лицо играет роль протагониста - психологический двойник - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку от него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста; направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить психологические ключи. Роль дублера:
        • Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;
        • Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального сходства с протагонистом;
        • Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;
        • Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;
        • Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;
        • Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними.
        Дублирование - один из лучших способов обучения протекает гладко. Эту технику надо осторожно использовать при лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями.Реплики в сторону - цель - извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека. Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно, умышленно скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с исполнением роли и диалогом. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и второстепенное лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для протагониста. Тогда все участники могут применять реплики в сторону. Показания: когда протагонист утаивает какую-нибудь информацию. Или за его словами кроется что-то еще; когда имеются межличностные проблемы, основанные на одностороннем или взаимном непонимании; когда терапевт ищет ключ к следующей сцене. Противопоказания: когда протагонист ничего не утаивает; когда действие проходит гладко и вмешательство других лиц ни к чему. Обмен ролями - два человека меняются ролями - участники меняются ролями физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. Показания: когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, но ему нужна для этого дополнительная информация (протагонист предоставляет ее путем демонстрации и моделирования); когда терапевту нужно получить больше информации о протагонисте, так как многие люди, пребывая во второстепенной роли, открываются, забывают о психологической защите; когда взаимодействие между протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено, или когда оно приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания. Противопоказания: когда действие развивается гладко, осмысленно; когда протагонист напуган поведением второстепенного лица, изображающим лгуна, садиста, насильника и т.д.; когда терапевт имеет дело с психотипом; слишком частый обмен ролями может вызвать физическую и психологическую усталость.Техника пустого стула - протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями. Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться, как будто воображаемый кто-то был здесь. Обоснование: применяется, когда протагонист не готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Показания: в начале сеанса для разогрева; в групповой терапии для разборок с важными для протагониста лицами; как ключ для начала сцены; когда протагонисту нужно выразить отрицательные чувства, гнев в форме физического насилия, он направляет агрессию на стулья; когда протагонист хочет выразить очень интенсивные положительные эмоции, но воздерживается из опасения смутить человека; когда в протагонисте живет чувство вины, и он должен справиться ним. Зеркало - разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом, исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется в закрытых сеансах. Показания: когда протагонист неохотно взаимодействует со второстепенным лицом, погружен в себя, не разогрет или занимает позицию неучастия в сцене; когда протагонист участвует в сцене, но мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения; когда приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми, или находящимся в депрессии, или с детьми с неадекватным поведением, или с протагонистом, одержимым фантазиями. Противопоказания: когда протагонист глубоко ушел в самооборону, очень чувствителен, с низкой самооценкой; когда протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными тенденциями. Эта техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста, у которого есть два аспекта: мотивационные - причины, побуждающие протагониста оказывать сопротивление действиям терапевта; поведенческие - когда способ выражения - сопротивление. Протагонист сопротивляется изменениям в 2-х формах - скрыто и открыто; сопротивления порождают: содержание обсуждаемой темы, терапевт, окружение, терапевтический процесс. Зеркало устраняет сопротивление теме пустой стул - сопротивление помощи второстепенного лица, дублирование - сопротивление теме, обмен ролями - элементы сопротивления теме.Подгруппа общих техник касается времени и действительности, их использование в конкретной форме в терапевтическом процессе: шаг в будущее, возврат времени, тест на спонтанность - представляют собой разные измерения универсалии времени. техника сновидения, психодраматический шик, ролевая игра под гипнозом - различные аспекты универсалии действительности. Проблема заключается в том, как преобразовать три временных измерения в действующие величины. Техника шаг в будущее позволяет заглянуть в будущее, возврат во времени - в прошлое время, тест на спонтанность - сфокусироваться на настоящем. Шаг в будущее - предназначена для описания ожидаемых явлений. Протагонист разыгрывает ситуацию, в которой, как он считает, он попадает в будущее. Существует и тест на нахождение выхода - протагонист проигрывает ряд фрустрирущих ситуаций, с которыми он может столкнуться во внешнем мире. Цель - устранение или ослабление предвосхищаемых тревог, особенно тех, которые воздействуют на поведение в (целом) настоящем. Ее эффективность зависит от степени выполнения условий:
        • Изображаемая ситуация должна быть важной для протагониста;
        • Второстепенные лица должны заставить протагониста почувствовать реальность будущей ситуации;
        • Протагонист в действительности собирается участвовать в этой ситуации;
        • шаг в будущее вводиться только после эффективного разогрева.
          Показания: протестировать отношения, реакции, навыки и их последствия для протагониста в контексте будущих отношений; проверить, есть ли под амбициями и устремлениями протагониста реальная основа, помочь протагонисту определить ценность его будущих целей; как тест на выход из затруднений; смягчить давление, рассмотреть причины недостатка мотивации для достижения цели, вызванные низкой степенью уверенности в себе; снизить тревогу, тормозящий действие страха перед неизвестными событиями и их последствиями; подготовить протагониста к более эффективному поведению в будущем. Противопоказание: не следует вводить ее в первой сцене сеанса. Возврат во времени - воссоздание значительных событий из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.Киппер Дж., Кроулин Р.

          - Как подать, чтобы продать
          - Составляющие лидера установлены
          - Реалистичность восприятия - залог
          - Игры со скороговорками
          - Веселая география
          - Как супружеские стили влияют на сексуальную жизнь
          - "Почему мой выбор- ты?"
          - Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной. Айра Лайне
          - Виртуальный секс - не измена?
          - Исследование мотивов в психологии рекламы
          - Измена есть проблема генетическая?
          - Психология ревности
          - Фромм, Эрих