Главная страница Социум
Гроф Станислав


Станислав Гроф (Stanislav Grof) - чешско-американский врач иучёный, отдавший более сорока летисследованиям необычных состояний сознания идуховного роста, один изоснователей ивиднейших представителей трансперсональной психологии. Помнению многих экспертов, наряду сФрейдом иЮнгом, крупнейший реформатор психологии ипсихиатрии ХХвека, заложивший основы психологии будущего.

Родился вПраге, 1 июля 1931 г.С1956 по1967 г.С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. Вэтот жепериод онактивно изучает психоанализ. В1959 году удостаивается премии Кюффнера - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой занаиболее выдающийся вклад вобласти психиатрии. С1961 года онвозглавляет вЧехословакии исследования применения идругих психоделиков длялечения психических расстройств.

В1967 году, какстипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), получил возможность пройти двухлетнюю стажировку вУниверситете Джона Хопкинса. Затем продолжил научно-исследовательскую деятельность вМэрилендском центре психиатрических исследований. С1973 по1987 годС. Гроф живёт иработает винституте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). Вэтот период вместе сженой Кристиной онразрабатывает технику холотропного дыхания - уникальный метод психотерапии, самопознания иличностного роста.

Гроф является одним изоснователей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время являлся еепрезидентом. В1993 г.оннагражден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии завыдающийся вклад вразвитие трансперсональной психологии.

Внастоящее время С. Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, онпроводит обучающие семинары дляпрофессионалов (Трансперсональные тренинги Грофа), атакже выступает слекциями исеминарами повсему миру. Автор исоавтор более стастатей ичетырнадцати книг, переведенных надвенадцать языков.

Гроф начал свою медицинскую карьеру будучи классическим психоаналитиком, который верил вто, чтопсиходелические вещества, применяемые впсихиатрии вконтролируемых условиях могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство идиапазон переживаний вовремя сессий ЛСД-психотерапии убедили еговтеоретических ограничениях Фрейдовой модели психики илежащего вее основе механистического мировоззрения. Возникшая врезультате этих исследований новая картография психики состоит изтрех областей: 1) () личного ибиографического бессознательного; 2) трансперсонального бессознательного (которое включает всебя иболее узкие представления обархетипичном иликоллективном бессознательном); 3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным итрансперсональным бессознательным инаполненным символизмом иконкретными переживаниями смерти ивозрождения. Этаобласть бессознательного несет всебе наибольший трансформирующий потенциал. Всвоих последних работах Гроф постоянно подчеркивает, чтоперинатальное неограничено внутриутробной жизнью ипроцессом родов, нообразует более всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой длявсех стадий развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа иего учеников, атакже запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует отом, чторегрессия кперинатальному уровню зачастую является необходимым условием длядоступа ктрансперсональному. Гроф самассистировал наоколо четырех тысячах сеансов психоделической психотерапии ичерез егосеминары похолотропному дыханию прошли десятки тысяч людей вовсех странах мира ивсех национальностей.

Можно выделить девять областей современной науки ипрактики, впонимание иразвитие которых Гроф сделал заметный вклад:

  1. Изучение целительного потенциала необычных состояний сознания;
  2. Новая, расширенная картография психики;
  3. Архитектура эмоциональных ипсихосоматических болезней;
  4. Применение новых данных изучения сознания втерапии;
  5. ХолотропноеДыхание;
  6. Духовный кризис: понимание илечение кризиса трансформации;
  7. Переживание смерти иумирания: психологические, философские идуховные перспективы
  8. Космическая игра: онтология мира иприрода сознания;
  9. Эволюция сознания ивыживание человечества.
1. Гроф экспериментально показал возможность длялюбого человека иметь переживания необычайной интенсивности инасыщенности, что, какправило, характерно дляэкстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных спереживаниями экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения. Необычные состояния сознания широко практиковались вовсех традиционных культурах исопровождали любое значимое изменение виндивиде иобществе. Среди этих состояний выделяются холотропные, илицелостные состояния сознания, обладающие особо мощным терапевтическим иобновляющим потенциалом (от holos -целый иtrepein - двигаться к). Ониопределяются поотношению кобычным, илихилотропным состояниям (hile - земля). Европейская картезианская наука основана наопыте хилотропных состояний, возникающая новая научная парадигма основывается наопыте холотропных состояний.

2. Развитая Грофом расширенная картография психического вбирает всебя нетолько большинство картографий западной психологии, нои соответствует практически всем известным восточным имистическим картографиям. Универсальность грофовской картографии состоит втом, чтонезависимо оттого, каким путем духовно-философского развития следует человек, емунеизбежно приходится решать одни ите жезадачи сточки зрения овладения определенным уровнем энергии. Вэнергетической антропологии Грофа степень осознавания прямо связана суровнем доступной энергии истепенью проработки блоков напути ееосвоения вкачестве привычного уровня.

3. Данные исследования холотропных состояний сознания показывают, чтоэмоциональные ипсихосоматические заболевания, включая множество состояний, которые диагностируются сегодня какпсихозы, немогут быть адекватно объяснены исходя изпроблем послеродового развития, называются лиэти проблемы отклонениями вразвитии либидо илиискажениями вформировании объективных взаимоотношений. Всоответствии сисследовании Грофа, этизаболевания имеют многоуровневую структуру, имеющую корни каквперинатальной, такив трансперсональной областях. Таким образом психопатология наиболее полно объясняется сучетом нетолько биографической, нотакже перинатальной итрансперсональной динамики.

4. Принятие этих данных вовнимание открывает новую иболее полную картину психопатологии, атакже более успешную стратегию лечения. Неосознаваемые переживания, связанные срождением, образуют матрицы сложных эмоций ителесных ощущений, которые образуют потенциальный источник дляразличных форм психопатологии. Чтобы неостаться вечным просителем уврат града сознания, необходимо сделать усилие длятого, чтобы вспомнить себя. Посути дела всястратегия вхождения вмир Грофа основана насверхусилии, особого рода вспоминании отом, чтоснами было ипонимании того, ктомыесть сейчас.

5. Холотропная стратегия впсихотерапии основывается наданных изучения необычных состояний сознания ипредставляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом иклиентом иэмпирической психотерапией, проводимой вобычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит втом, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся вэмоциональных ипсихосоматических симптомах итрансформировать этисимптомы впоток переживания. Роль терапевта, илифасилитатора, вхолотропной терапии состоит втом, чтобы поддерживать процесс переживания сполной верой внего ибез попыток управлять имили изменять его.

6. Множество состояний, диагносцируемых сегодня какпсихозы илечимых медикаментозными средствами, являются вдействительности кризисами духовного роста ипсиходуховной трансформации. Если правильно понять ихсмысл иподдерживать егораскрытие, тоони могут развиваться впроцесс эмоционального ипсихосоматического исцеления, личностного роста иразвития.

7. ПоГрофу, травма рождения, смерть ирождение, мистерия смерти, являются прототипом (или фундаментальной психологической структурой), которая активируется всякий раз, когда мысталкиваемся сситуацией угрозы жизни илипроходим любые другие экстремальные переживания. Этаструктура активируется внас каждый раз, когда мыделаем некое сверхусилие ктому, чтоназывают ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством. Пройдя через перинатальный опыт, мыподключаемся кгигантским полям переживаний, которые неслучались снами конкретно каксотдельными существами, нопроисходили снами, какспринадлежащими кроду Человек, роду Живых, кроду существ, населяющих этупланету, вкоторых всвернутом виде содержится всяистория живого инеживого

8. Понимание природы реальности, вытекающее изизучения холотропных состояний находится врезком конфликте своззрениями материалистической науки. Грофовская реальность есть Космическая Игра Абсолютного сознания, подобного абсолютному принципу великих мистических традиций мира.

9. Выживание человечества ирешение имглобальных проблем взначительной степени связано сего освоением опыта холотропных состояний

Основанная набогатейшем клиническом опыте (столь масштабном, чтопомнению критиков, трудно предположить, чтокто-то ещеможет иметь сравнимый опыт, дляадекватного критического сопоставления) Грофовская картография сформулировала правила вхождения вхолотропный мир, иусловия переживания чего-то, чтоадекватно моменту рождения, всмысле наполненности энергией, символикой ибогатству возможностей переживания. Условия интенсивности подключения квиртуальному сверхполю человеческого знания. ПоГрофу, наша психика устроена так, чтовходя вразные состояния, которые являются своего рода стоянками, устойчивыми местами втопологии развивающегося сознания, мыможем передвигаться вних безусилий икомфортно. Каждое такое состояние связано сраскрывающимися внем виденьем изнанием.

Находящийся запределами слов имышления холотропный мирдля насвкаком-то смысле нем, бессловесен, синкретичен. Стратегия вхождения вэтот мир- воздержание отзлоупотребления вербального языка. Стремление кцелостности, ксчастью присуще каждому изнас. Приэнергизации нашей психики, когда взбадривается наши латентные состояния, происходит автоматическое восстановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания, каксознания Божественного. Когда мыучимся держать этуэнергию, небудучи вовлеченными впривычные эмоциональные конфликты, провокации, недомогания ит.д., тогда перед нами раскрывается ларец перинатального опыта, выводящий насзапределы личной истории куниверсальному сознанию. Этот уровень энергии отрезан отнашего повседневного опыта вместе ссоответствующими воспоминаниями. Ноесли мыстановимся способны выдерживать этуэнергию, тостановимся способны ижить набольшей энергии, ив большей целостности.

Всоответствии сГрофовской экономикой сознания длятого, чтобы быть более целостным, свободным исчастливым требуется меньше напряжений, этосостояние более естественно длякаждого человека ионо нетребует длясвоего продолжения техсил, того напряжения, которые требуются дляподдержания нашего обычного существования. Величайшая ирония, величайший парадокс человеской природы заключается втом, чтодля того чтобы быть несчастным, замкнутым, нецелостным намприходится постоянно затрачивать гигантские неосознаваемые усилия. Посути дела этиусилия исоставляют жизнь иорганизацию того, чтоявляется человеческим бессознательным. Кактолько мыперестаем подпитывать свои травмы, настаивать наперцептивных структурах нашего опыта, мывосстанавливаем целостную коммуникативную ткань сознания иодновременно начинаем жить более расслаблено, спокойно исвободно.

- Жертвы стресса и борьбы с ним
- Общее представление о психологии как о науке
- Игры с водящим
- Игры на внимание
- Специалисты по PR
- Любовь между родителями и детьми. Эрих Фромм
- Психологические задачи брака. Д.С. Валлерстайн
- Ревность - причина измен
- Основные причины супружеской измены
- Формула измены
- Ялом, Ирвин
- Берн, Эрик
- Бернштейн Николай Александрович