Главная страница Социум
Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада - 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами и Долларда, значительное влияние на него оказал . Начав с методологии стимул-реакция, он пришел к выводу, что для человеческого данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных . К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета (это - и возможность непосредственного , и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию (Agression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffts, 1973).Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression, N.Y., 1959 (совм. с WaltersR.H.)).Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.В рамках традиции изучения вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification, N.Y., 1969). .
- Защитная реакция психики в сложных ситуациях- Установки и стереотипы в рекламной практике
- Знак насилия
- Детские игры в различных культурах
- Коллективное бессознательное и его значение
- Неофрейдизм
- Нагрузка на психику современного человека
- Я - это все мои "Я" (о самооценке)
- Вольному - воля
- Наркоманы азарта
- А хорошие ли мы родители?
- Ревность к фонарному столбу
- Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы