Главная страница Социум
Как учить малыша играть самостоятельно


С ранней поры ребенок проявляет сильное влечение к самостоятельности. Я сам, - заявляет о себе он, когда что-то делает, играет, когда его одевают, умывают.К сожалению, взрослые часто подавляют стремление ребенка к самостоятельности, пытаясь все делать за него, окружая излишней опекой. Такой ребенок не хочет играть сам, а ждет, чтобы его забавляли, требует постоянного внимания взрослого. В результате он мало играет, игры по содержанию примитивны.Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:- Почему моя дочь не хочет играть одна? Если с ней взрослые, она может заниматься с куклой. Стоит лишь ее оставить одну, она тотчас прекращает игру. У нее есть специальный уголок, где множество интересных игрушек. Может быть, это зависит от особенностей ребенка? Была меньше, мы думали, вот начнет ходить, будет легче: с рук сойдет, тогда и забавлять не придется. Может быть, она еще мала, чтобы уметь играть самостоятельно?Прежде чем ответить на эти вопросы, попытаемся проанализировать причины неумения девочки играть одной.Лариса - первый ребенок у молодых родителей, со дня рождения постоянно окружена вниманием близких, ее всегда забавляли, и привычка, чтобы рядом с ней был кто-то из взрослых, укоренилась. Теперь она сама требовала, чтобы ее развлекали, иногда напоминая об этом капризным криком. Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?Прежде всего надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к деятельности. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. С ними малышу лучше всего играть одному. Но сами по себе игрушки не решают дела, если у ребенка не создан соответствующий настрой. Поэтому надо их обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточного опыта, чтобы, опираясь на него, развернуть игру.Часто роль взрослых в организации детской игры сводится к тому, что они говорят малышу:- Ну что ты ходишь за мной? Вот сколько игрушек у тебя, бери любую и играй!Но этого вовсе недостаточно, чтобы малыш начал играть. Требуется совсем другое: надо заразить его деятельностью. Сколько прелести и обаяния для него приобретает даже старая игрушка в руках у взрослого! Например, кукла, заговорившая с малышом, мяч, ловко прыгающий в такт под незамысловатую песенку или считалочку, матрешки, выстроенные в хоровод... Игрушки от этого приобретают в глазах малыша новый смысл, вызывают желание играть с ними.За самостоятельность полезно ребенка поощрять: сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора, - можно показать всем результаты, похвалить за самостоятельность. Подчеркнуть, что это он сам сделал, без помощи взрослых.Хорошо руководить самостоятельной игрой ребенка исподволь, чтобы это руководство осталось им не замеченным.... Марина играет с бабушкой в куклы. Сюжет игры, как и подобает трехлетнему ребенку, весьма незамысловат: куклы-дочки гуляют, спят, едят, ходят в гости друг к другу... Как создать у ребенка желание продолжить игру с куклой без участия взрослых?Бабушка говорит, что уезжает со своей дочкой в другой город, к папе, а Марина со своей дочкой приедет туда в гости, когда им пришлют приглашение. Продолжение игры идет в условиях, естественно вытекающих из самого содержания игры: оставшись дома, девочка готовит обед, гуляет с куклой-дочкой, ходит с ней на почту, чтобы узнать, нет ли письма из города, куда уехали ее друзья, собирает вещи к отъезду и т. п. На первых порах все эти действия подсказываются взрослым. Таким образом, ребенок поставлен перед необходимостью играть одному. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г.

- Коллективное бессознательное и его значение
- Неофрейдизм
- Нагрузка на психику современного человека
- Я - это все мои "Я" (о самооценке)
- Вольному - воля
- Наркоманы азарта
- А хорошие ли мы родители?
- Ревность к фонарному столбу
- Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы
- Последняя буква в алфавите
- Страсть к женским романам
- Папа, мама и я - дружная семья
- Легенды о гипнозе