Главная страница Социум
Волшебное кружево сказки


Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ - это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, малыш сможет понять из всего, что мы могли бы ему рассказать. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос через чур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если вопрос малыша связан с его проблемой и вызывает у него тревогу - старательно отвлекаем его, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена! Все мы пытались рассказать своим детям откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему: И на каждый такой "Почему" необходимо выдавать малышу полный и понятный "потому что:". А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом. У меня не так давно был такой случай. Умерла моя собачка. И мой 4-х летний сынишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Он тормошил ее, звал гулять. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе похоронили ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, которую следует обсуждать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, НЕ как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтверждения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!! Родители, будучи взрослыми, имеют возможность получать ответы из массы самых разнообразных источников информации. И забывают, что в их детстве основным таким источником были их родители. И сейчас, дорогие взрослые, читая эти строки, вспомните свое детство, когда все вокруг вызывало безудержное любопытство и порождало массу вопросов. Как велика была потребность получить понятный и доходчивый ответ! Вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, Вы чувствовали себя компетентными в интересующих Вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. " Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!!" - так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал, что то, что я ему рассказала - это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: "Мамочка, а на что это похоже?" И тогда у меня родилась эта метафора. Я назвала ее "Капелька", ибо где найти лучшие сравнения, понятные и доступные ребенку, как не в природных явлениях, которые сознание маленького человечка, всегда отрытое для нового, имеет возможность наблюдать каждодневно. В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, и радость, построенная на многократных повторениях для лучшего и естественного "якорения" встраиваемого убеждения и, одновременно, дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Я надеюсь, что она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему. Но прежде, чем подарить "Капельку" вам и вашим детям, я хочу сделать небольшое, но важное теоретическое отступление. Что такое метафора? Очень ярко охарактеризовал это понятие Г. Лорка. Он утверждал, что метафора есть "родная дочь воображения : рожденная порою в быстром всплеске интуиции, освещенная тревожной и медленной мукой предугадания". Конечно, это не определение в том смысле, как мы привыкли это понимать, но сказано очень точно. Метафора - не новомодное слово. Это понятие "с бородой", имеет греческое происхождение. Вот как определяет его В.Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка": "Метафора - иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному:" А вот определение из "Толкового словаря русского языка" С.И. Ожегова: "МЕТАФОРА. Толкование: оборот речи - употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе аналогии, сходства, сравнения". Мы бессознательно используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним, для более образного и яркого описания чего-либо, или чтобы лучше и доступнее что-то объяснить. Как знакомы нам такие выражения, как "Фонтан идей", "Острый язычок", "Мозговой штурм" и т.д. Метафора с одной стороны позволяет более точно и образно охарактеризовать предмет, процесс или явление, а с другой стороны она способствует более продуктивному и эффективному мышлению, давая работу правому полушарию мозга и, таким образом, открывая новые грани в процессе познания. Эту функцию метафоры прекрасно иллюстрирует следующий отрывок: "Гуи Дзы вечно говорит загадками, - как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну. - Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать." Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы. "Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо", - сказал принц. В ответ он услышал: "Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а Вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как вы думаете, он Вас поймет?" "Конечно нет", - ответил принц. "А если Вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?" "Да, понятнее", - согласился принц. "Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает", - пояснил Гуи Дзы. Принц признал его правоту. "Сад историй" (Ксиань и Янг, 1981) r> Кажется, что область применения метафор безгранична: в повседневном общении, в терапии, в конфликтологии, в обучении и воспитании: Правильно построенная и рассказанная терапевтическая метафора дает глубокий и стойкий эффект, ибо воздействие идет прямо на глубинные уровни психики, минуя сознательные ограничения и препятствия. И на страницах этого журнала я хочу поделиться своим опытом работы с терапевтическими метафорами с детьми 3-8 лет. Почему именно этот возраст? В НЛП существует огромное количество техник, позволяющих работать практически с любыми проблемами. И для ребятишек постарше их вполне можно модифицировать соответственно из возрасту и интеллектуальному развитию. Но как рассказать маленькому ребенку про линию времени, части личности и пространственные якоря? Никак, потому что это и не нужно. Для работы с малышами существуют другие подходы, и целительная сказка - один из них. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы. Но бывают моменты, когда обыкновенной сказки становится недостаточно. И тогда на помощь приходит терапевтическая метафора. Чем же отличается терапевтическая метафора от сказки? Сказка - это "повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. "Толковый словарь русского языка, 1997г.). Это сюжетное художественное произведение, цель которого - яркая описательность и богатая событийность. Обратите внимание, как слушают дети искусного рассказчика. Они буквально "входят" в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышатголос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально "проживают" все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы - аудиальная, визуальная и кинестетическая. Этот факт надо учитывать при использовании терапевтических метафор в работе с детьми. Терапевтическая метафора также имеет сюжет. Сюжет в метафоре - это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ребенка. Таким образом, перефразируя слова Б.Брехта "Мы - это больше, чем я и ты", можно было бы сказать: "Терапевтическая метафора - это больше, чем логика и гипноз". Другими словами, терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание (логически) и подсознание (посредством трансовых техник и гипноза). Как же строится терапевтическая метафора? Создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке. И функцию одной из таких нитей выполняет сюжет. Сюжет в терапевтической метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не "зеркалить" настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление. В терапевтической метафоре сюжет выполняет двоякую функцию: с одной стороны он позволяет присоединиться к реальной проблеме маленького пациента, а с другой стороны дает возможность отвлечь его сознание от непосредственно переживаемой им проблемы. Следующая нить в этом метафоричном кружеве - это встроенные внушения и команды. Они искусно вплетаются в канву повествования, и их практически невозможно вычленить на слух. Они воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы. Третья нить в волшебном кружеве - задействование репрезентативных систем. Этот аспект уже затрагивался чуть выше, когда речь шла об искусно рассказываемой сказке. В отличие от сказки, где "вхождение" в сюжет происходит самопроизвольно и зависит от "включенности" ребенка в события, в терапевтической метафоре задействование всех репрезентативных систем слушателя и их взаимное переплетение является важным условием эффективного воздействия. С одной стороны это способствует гармоничному и равновесному развитию ВАК-систем, а с другой стороны, через ведущие репрезентативные системы терапевт имеет возможность получить доступ к заблокированным репсистемам и активировать их. И, наконец, последний этап в искусстве создания чудесной исцеляющей сказки - ее рассказывание. Здесь есть моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых - это подстройка под дыхание слушателя. Рассказывая метафору, терапевт постепенно замедляет темп и понижает голос. Он начинает "вести" слушателя, и у того вслед за снижением темпа речи замедляется дыхание и импульсы мозга, что способствует его погружению в транс. Встроенные внушения и команды в процессе рассказывания интонационно выделяются. Очень способствует "включенности" ребенка в рассказываемую метафору ее ролевое исполнение, когда помимо интонирования встроенных внушений интонационно выделяются ключевые сюжетные моменты. Голос, тембр и интонация являются ведущими моментами, если ребенок слушает метафору с закрытыми глазами. Именно интонационное богатство в этом случае является той основой, которая порождает богатство образов, возникающих на внутреннем экране ребенка, и ощущений. Если ребенок слушает сказку с открытыми глазами, в процесс рассказывания можно включить элементы пантомимы или ввести "героя" повествования в виде небольшой мягкой игрушки. Это будет способствовать тому, чтобы неустойчивое внимание маленького слушателя не отвлекалось на внешние раздражители. Теперь, вооруженные знаниями о значении, построении и рассказывании терапевтической метафоры, попробуйте прочитать метафору "Капелька" вашему ребенку, или попробуйте создать свою собственную метафору. И помните, что этот вариант работы подходит не только маленьким детям - он хорош для любого возраста. У Милтона Эриксона терапевтическая метафора была одним из основных элементов его работы. Ирина Гаврилова

- Даешь полигамный брак?
- Психофизиологические особенности и выбор профессии
- Аткинсон Ричард
- Бирнбаум Карл
- Виткин Герман
- Басов Михаил Яковлевич
- Брунер Джером Сеймур
- Психолингвистика рекламного текста
- Вайцзекер Виктор
- Вернер Хайнц
- Гальтон Фрэнсис
- Звук и аудиостиль в психологии рекламы
- Гербарт Иоганн