Главная страница Социум
"Типология любви" Т.Кемпера


Т. Кемпер - один из немногих, кто попытался интерпретировать чувство любви через какие-либо схемы. Человеческие чувства вообще с большим трудом поддаются какой-либо формализации с последующей "объективной" интерпретацией. Кемпер же попытался в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций в явном виде задать выделение вариантов любви используя "проверяемые", с точки зрения теории, факторы. Модель Т. Кемпера основывается на двух незвисимых факторах, которые присутствуют в любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства). Таковыми по Кемперу являются: власть, т.е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус - желание партнера идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т.Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре: 1. романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может "наказать" другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру; 2. братская любовь, основывающаяся на взамном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью - отсутствием возможности к принуждению; 3. харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой - только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель - ученик; 4. "измена", - один партнер обладает и властью и статусом, другой - только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т.е. теряет статус; 5. влюбленность, - один из партнеров обладает и власть и статусом, другой - не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или "безответная" любовь; 6. "поклонение", - один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам; 7. любовь между родителем и маленьким ребенком,. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) - низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.

- Брунер Джером Сеймур
- Психолингвистика рекламного текста
- Вайцзекер Виктор
- Вернер Хайнц
- Гальтон Фрэнсис
- Звук и аудиостиль в психологии рекламы
- Гербарт Иоганн
- Гольдштейн Курт
- Жинкин Николай Иванович
- Зинченко Петр Иванович
- Кавелин Константин Дмитриевич
- Привлечение внимания потребителя: меры предосторожности
- Психоаналитически ориентированная реклама