Главная страница Социум
Можно ли из человек сделать "зомби" или что означает гипноз


Очень часто, пациенты, которые впервые обращаются ко мне за помощью, со страхом спрашивают: "Вы будете меня гипнотизировать или что-то внушать?". За страхом перед гипнозом и психотерапевтическим вмешательством лежит представление о том, что с их помощью, можно заставить человека делать абсурдные, противоречащие здоровой логике действия, и в итоге этот человек навредит себе, и будет глупо выглядеть в глазах окружающих. Это представление восходит своими корнями к культурному мифу о "зомбировании".

Действительно, в мировой культуре существуют мифы о том, что если кто-то находится в измененном состоянии сознания: под наркотиками или гипнозом, то можно управлять волей этого человека и заставлять что-то делать. Ярким примером являются массовые сеансы гипноза, когда люди воображают себе, что они плывут, собирают ягоды, стреляют из автомата, кто-то вообще раздевается прямо на сцене. На самом деле, люди, проделывающие на глазах у других подобные воображаемые действия, получают удовольствие от состояния транса, от того что находятся в центре внимания, и ничуть не смущаются, когда приходят в себя.

Эксперименты в области гипноза, которые проводились зарубежными психотерапевтами, в частности Милтоном Эриксоном (основателем целого направления - Эриксоновского гипноза), доказали, что не возможно заставить человека, находящегося в состоянии транса, производить действия, противоречащие его внутренним ценностям. Так, некоторым испытуемым во время эксперимента пытались внушить представление о том, что они кого-то убивают. Как правило, испытуемые быстро выходили из состояния транса, так как не могли себе этого представить. Это противоречило их внутреннему убеждению о том, что нельзя убивать людей.

То же относится и к сильнодействующим химическим веществам, таким, как наркотики. Если личность человека сохранна, то есть не является расщепленной, как это бывает у людей, страдающих шизофренией или множественным расстройством личности (у человека есть более одного "я", другие личности), то заставить здорового человека делать то, что противоречит его ценностям довольно тяжело. Если под воздействием внушения, кто-то отправится совершать преступления, значит в голове у этого человека такие мысли вполне укладываются и не противоречат его убеждениям.

Люди, которые ранее испытывали на себе гипноз, уже не боятся этого состояния и легко в него входят. Если объяснять коротко, что происходит с человеком во время гипноза, то можно сказать, что активизируется деятельность правого полушария мозга, и при этом задействуются такие внутренние ресурсы в виде зрительных, тактильных и слуховых образов, о которых вы раньше и не подозревали. Благодаря этим внутренним ресурсам, а также умению психолога работать с ними, удается решить беспокоящую проблему и вернуть хорошее самочувствие на длительное время.

Гипноз был известен еще древним философам, которые использовали это состояние отдыха, между сном и явью, для расслабления, восстановления сил, поднятия общего тонуса. На Востоке гипноз был всегда известен как состояние медитации, в которое человек мог входить сам.

Традиционный гипноз делит пациентов на внушаемых и не внушаемых, то есть людей, которые поддаются гипнозу или не поддаются. Как показали исследования психологов, занимающихся Эриксоновским гипнозом, не существует людей, не поддающихся гипнозу. Существуют терапевты, которые не могут подобрать правильный подход к пациенту. Если говорить об Эриксоновском гипнозе, то здесь разработаны методы, позволяющие ввести в измененное состояние сознания любого человека.

Итак, страх перед гипнозом у многих людей вызван скорее не знанием предмета, а боязнью оказаться во власти другого человека, и возможно страхом, что могут "всплыть" глубоко волнующие проблемы. Обычно человек сопротивляется попытке навязать мысли, противоречащие его внутренним ценностям. Грамотный психотерапевт или психолог не причинит вреда своими методами. Вы сами можете распознать неквалифицированного специалиста, если, например, Вы уходите с сеанса с плохим самочувствием и ощущением, что ваши проблемы "стоят на месте".

О. Мартынова

- Жинкин Николай Иванович
- Зинченко Петр Иванович
- Кавелин Константин Дмитриевич
- Привлечение внимания потребителя: меры предосторожности
- Психоаналитически ориентированная реклама
- Реклама в местах продажи (магазины и пр.)
- Если вы решили сбросить вес
- Гимнастика даосов
- Как я бросила курить!
- Сам себе программист
- Как пережить диету
- Предисловие
- Как избежать конфликтогенов