Главная страница Социум
Дои Такэо


Дои Такэо (р. 1920) - японский психиатр, один из виднейших представителей психоаналитического направления в японской культурологии. Выпускник Токийского ун-та, ученик основателя японской психоаналитической школы Хэйсаку Косава (1897-1968). Психиатрию и психоанализ изучал также в США. Профессор Токийского университета. Дои принадлежит одна из наиболее известных и популярных в японоведении культурологии, концепций - теория амаэ. Амаэ - психологическая ориентация на зависимость, на снисходительность, отношение к человеку, на вседозволенность в его поведении в надежде на то, что все слабости и просчеты будут прощены другим человеком - объектом амаэ. Поведение человека из мира амаэ подобно поведению ребенка, ищущего постоянной поддержки у своих родителей, в первую очередь у матери, и в то же время полагающегося на их снисходительность и благожелательность. Амаэ в общем соответствует понятиям первичной любви или пассивной любви к объекту, введенных британским психоаналитиком М. Балинтом.

Однако в западных культурах не оформлено отчетливо осознание различий активной и пассивной форм любви, в частности, оно не нашло своего отражения и в языках этих культур. Хотя явления, аналогичные амаэ, можно обнаружить в психологии и поведении западного человека, их присутствие не столь очевидно, как у японцев. В отличие от западного человека, ориентированного на независимость, японец стремится к зависимости (амаэ), жаждет и ищет ее. По мнению Дои, амаэ - ключевое понятие не только для характеристики японского менталитета, но и структуры японского общества в целом. Это общество с его вертикальной иерархической структурой отношений (концепция татэ сякай, предложенная японским социоантропологом Т. Наканэ) требует амаэ.

Психологический прототип амаэ - отношения матери и ребенка, начавшего осознавать отдельное существование от нее. Амаэ можно считать психологической попыткой преодоления этого отделения и его сублимации за счет стремления к ассимиляции и идентификации с другими. Эта психология пронизывает всю жизнь японца, попытки ее разрушения вызывают стрессы и неврозы. В японском языке, в отличие от других, много слов и выражений, отражающих феномен амаэ. Его проявления закреплены и в особенностях японских социальных отношений с доминированием в них чувства долга (гири), стыда (ханзи) и вины (цуми), в замкнутом иерархическом характере японского группизма, в художественной культуре, в идеологии. Успех теории амаэ, имевшей широкий резонанс и в Японии, и на Западе, способствовал росту интереса к психоаналитическим интерпретациям японской культуры, сформировавшим в настоящее время целое направление в японской культурологии, виднейшими представителями которого, наряду с Дои, являются X. Каваи, К. Оконоги.

- Что вносит теплоту в общение
- Шрифт в рекламе
- Стань таким как я хочу...
- Игра в шашки: с правилами и без
- Игра Выдерни соломинку
- Запаздывающее зеркало (тренинг личностного роста, память, внимание, групповое взаимодействие)
- 15 слов (самоконтроль)
- Печатная машинка
- Мостик (групповая сплоченность)