Главная страница Социум
Здоровье. Страдать или лечиться?


Не секрет, что в этой жизни мы имеем смертные тела, подверженные болезням и старению. Да и сама смерть в большинстве случаев наступает от той или иной болезни. С возрастом человек начинает болеть больше. Случается, болезни так пристают, что превращаются в реальную угрозу для жизни. Такие болезни еще называют неизлечимыми или смертельно опасными. Как христиане относятся к ним? Оказывается, по-разному.

Но прежде всего замечу, что если болезнь является наказанием за какой-то конкретный, сознательно совершенный грех, то исцеление произойдет не раньше, чем человек покается и исповедует грех Богу. Для лучшего понимания вопроса стоит внимательно прочитать Псалом 31, содержащий учение Давида на этот счет.

Первая позиция: надежда только на врачей. Это, как правило, свойственно неверующим, а у христиан - следствие маловерия. Опасность позиции можно проиллюстрировать примером царя Асы. И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего... (2 Пар. 16:12-13). Взыскал не Господа, а врачей и умер далеко не в старости. Понятно, что от такой позиции нужно поскорее избавиться.

Вторая позиция: ожидание исцеления от Бога в сочетании с принятием медицинской помощи. Это здравая позиция, разделяемая, вероятно, большинством христиан. Езекия, будучи смертельно болен, со слезами молился Богу о продлении жизни. И Господь услышал его, послал к нему пророка Исаию с указанием, что делать. В качестве лекарства был использован пласт смокв, приложенный к нарыву, после чего последовало исцеление (4 Цар. 20:1-7). Апостолы, во всем доверяясь Богу, также не отвергали медицину. Павла в его странствиях сопровождал Лука, врач возлюбленный. Иисус, говоря, что во враче имеют нужду не здоровые, а больные, тем самым признавал врачебную практику полезной. Мать Тереза написала книгу Практические советы, в которой наряду с духовными рекомендациями целая глава посвящена простым и эффективным средствам врачевания, таким как холод, согревающие компрессы, грелки, горчичники, клизмы, банки и т. д. Я был поражен, когда узнал, что мать Тереза и ее монахини, подобравшие на улицах Калькутты пятьдесят четыре тысячи умиравших людей, вернули к жизни более половины. И ведь брали они в свои дома для умирающих тех людей, от которых, как от безнадежных, отказывались больницы города. Сестры обеспечивали умиравших чистой постелью, питанием, покоем, молились за больных и говорили простые слова, что Бог любит их. Конечно же, применялись и доступные, в основном недорогие медицинские средства и лекарства. Их опыт убеждает лучше слов, насколько эффективно лечение, сочетающее христианскую веру и медицинские средства. Можно также привести немало примеров, когда усилия врачей продлили жизнь многим христианам.

Третья позиция: ожидание исцеления только от Бога. В этом случае медицинская помощь принципиально отрицается. Верующий свою жизнь и здоровье на все сто процентов отдает в руки Божьи. Если угодно Богу, то Он исцелит, если угодно Ему забрать к Себе, значит, пусть будет так. На такой позиции, как известно, стояли в течение ряда веков старообрядцы. В наше время немало христиан разных конфессий избирают лично для себя такой путь, стараясь как можно меньше обращаться к официальной медицине, часто дорогостоящей, формальной, а порой и некомпетентной, приносящей не пользу, а вред здоровью. Например, Александр Мень не любил ходить к врачам, предпочитая болеть на ногах. Он не желал оставлять труд на Божьей ниве, целиком доверяясь в вопросе здоровья Богу. В больничную палату его мог привести только острый приступ болезни. В Библии эту позицию хорошо иллюстрирует следующий стих: Исцели меня, Господи, - и исцелен буду; спаси меня, - и спасен буду; ибо Ты - хвала моя (Иер. 17:14), а также Псалом 114. Мне кажется, никогда не будут постыжены в своем уповании те верующие, которые подобно псалмопевцу умеют так простодушно, по-детски, доверять себя Богу, просить и, получив исцеление, от души благодарить и славить Бога. Добавим, что эта позиция, исключая медицинскую помощь, имеет в своем арсенале церковные средства врачевания, такие, как достойно принимаемое причастие, елеопомазание, общая молитва общины, моление братьев и сестер, в том числе усиленное постом.

- Ставка больше, чем жизнь?
- Реальное лидерство (перевод с английского)
- Анонимный любовник
- В хмельном пике. Почему они не разводятся?
- Между небом и землей
- Гуманистическая психология
- Борьба с подсознательным сопротивлением покупателей
- Для чего человеку длинное детство
- "Мне - тридцать. Уже или еще?"
- Психодрама
- Мотивация: путь к успеху
- Дильтей, Вильгельм
- Бехтерев, Владимир Михайлович