Главная страница Социум
Факторы, охлаждающие общение


Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."?

После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым. Приходилось ли вам рассказывать кому-то о том, как вы были рассержены кем-то другим только для того, чтобы услышать: "Глупо на это реагировать". Как вы себя после этого чувствовали? Не хотелось вам после этого отрезать: "Будто вы что-то в этом понимаете!" - и удалиться? А как насчет: "Тут вовсе не о чем волноваться".

Насколько такое замечание помогает вашему волнению? Ровным счетом нинасколько, по крайней мере в отношениях с этим человеком. Нет ничего легче, как закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.

Если мы действительно хотим прервать разговор, тогда все в порядке, но зачастую это вовсе не входит в наши намерения. Возможно, мы непреднамеренно охлаждаем разговор из-за наших устаревших привычек - т.е. за счет реакций, выработанных нами без сознательного выбора альтернатив.

Мы можем, к примеру, перемалывать то, что уже произошло, думать о том, как нам надо будет среагировать на происходящее, готовить сценарии наших действий и реплик. Иногда у нас в голове идет целый фильм, и мы так увлечены им, что нам буквально некогда следить за тем, что в действительности происходит с нашим собеседником.

Еще одна причина плохого уровня общения - это наша неуверенность в том, как лучше вести себя в определенной ситуации, особенно если мы имеем дело с рассерженными или обиженными людьми. Таким образом, мы можем решить промолчать, считая это лучше возможного грубого промаха. Существуют категории признанных "саботажников общения", которых мы нередко натравливаем друг на друга.

У многих из нас есть также склонность подсознательно впадать в наши собственные вариации на эти темы. Потратьте несколько минут, чтобы заполнить пустые колонки в нижеприведенной таблице. Каких "саботажников общения" вы используете для подрыва общения с другими? К каким из них прибегают другие люди в отношении вас самих? Кто это делает? Вспомните своих товарищей по работе, семью и друзей.

Таблица. Саботажники общения

Саботажник общения

УГРОЗЫ

(Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность)

Пример

"Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте как сказано или..."

Саботажник общения

ПРИКАЗЫ

(Когда мы прибегаем к власти над другими)

Пример

"Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано".

- Школа Выготского
- Рецепты счастья или почему распадаются браки?
- Ревность глазами психотерапевта
- Психологические соблазны детей
- Гроф Станислав
- Леви-Стросс Клод
- Челпанов, Георгий Иванович
- "Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку
- Арт-терапия
- Экзистенциальная терапия в работе с телом
- Защитные механизмы в гештальт-терапии
- Клиент-центрированная терапия: принять себя и других
- Мотивация развлечением