Главная страница Социум
Активное восприятие


Умение слушать других - один из основных навыков при разрешении конфликтов. Его легче всего изучить на примере, однако людей, применяющих этот навык на практике, поразительно мало. Если вы станете одним из них, окружающие вас могут позаимствовать эту привычку. При внимательном слушании вы на некоторое время отказываетесь от обычного поочередного ритма разговора. Это довольно важная перемена, напоминающая смену скоростей, и такой тип восприятия иногда называют активным восприятием. Активное восприятие означает временное отодвигание в сторону вашей точки зрения и настрой на восприятие точки зрения другого человека.

Несколько полезных советов в помощь активному восприятию:

* Не говорите о себе.

* Не меняйте темы.

* Не советуйте, не занимайтесь диагнозом, заверениями, поощрениями, критикой или поддевками.

* Не думайте наперед, что вам сказать.

* Не игнорируйте и не отрицайте чувств других людей. Следите за их чувствами не только по тому, что они говорят, но и по тому, чего они не говорят! Не упускайте из виду такие немые проявления чувств, как слезы в глазах, неконтролируемые движения и т.п.

* Не притворяйтесь, что вы понимаете их чувства, если это не так.

* Спросите об их нуждах, заботах, тревогах и трудностях. Задавайте вопросы, которые способствуют большей искренности, типа: "Как вы на все это смотрите?"

* Покажите им, что вы понимаете их. Перескажите своими словами то, что вы воспринимаете как главное в их словах: "Правильно ли я понимаю, что вы хотите...?"; "Вы считаете, что не можете эффективно работать, когда на вас так давят?" или "Вас это действительно сердит?"

В конфликтных ситуациях навыки активного восприятия находят три различных способа применения: информационный, подтверждающий и разряжающий.

Информация - проверка фактов

В том случае, если вам необходимо дать или получить ясное представление о чем-то или четкие указания, цель общения - передача информации. Обнаруживали ли вы когда-либо, оказавшись на новом месте, что вам недостает важной информации или вы не знаете, что делать дальше? Чтобы создать ясную картину, рассказчик должен стремиться передать всю необходимую информацию.

А слушатель для получения полной картины должен пытаться выяснить все детали, проверить факты, не упуская существенные аспекты информации, содержащиеся в высказываниях рассказчика или опущенные им.

Вот навыки активного восприятия, которые особенно пригодятся вам в случае необходимости выявления нужной информации:

* Задайте вопросы - узнайте в деталях, что другие подразумевают под потребностями, инструкциями, общей обстановкой, сроками, затратами и т.д. Нередко умение задавать нужные вопросы решает проблему.

* Перепроверьте услышанное - убедитесь, что вы правильно восприняли и поняли главные детали.

* Резюмируйте услышанное - убедитесь, что вы оба оперируете одинаковыми фактами. В ходе конфликтов и при переговорах одна из самых частых ошибок - делать поспешные выводы и предположения, не имея достаточной информации.

- Маслоу Абрахам Харольд
- Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает?
- Что помогает и что мешает общению
- Как заставить работника работать, или мотивация персонала в организации
- Шпрангер Эдуард
- Описательная психология
- Привлечение внимания потребителя
- Бихевиористическая терапия
- Экзистенциальная психотерапия: поле отношений
- Тревожность
- Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма
- На работу можно не взять из-за низкого IQ. Или нельзя?
- Что такое PR?