Главная страница Социум
Игра Выдерни соломинку


Введение и обоснование

Многие специалисты по игровой терапии подчеркивают важность работы, направленной на развитие в ребенке способности к пониманию своих чувств и контролю над ними (Allen J., 1988; Gill E., 1991; Jernberg A., 1979; Oaklander V., 1969). Достижение этой цели невозможно, если ребенок не разовьет в себе определенных навыков, в частности, он должен научиться понимать, сколь разнообразными могут быть человеческие чувства, с какими обстоятельствами они связаны, а также сформировать способность к словесному описанию своих чувств (OConnor K., 1983).

Игра является инструментом налаживания отношений с ребенком и выражения им своих чувств. А. Фрейд (Freud A., 1928) определила игру как особый механизм, позволяющий вступать в контакт с ребенком, для которого лишь постепенно речь становится основным средством общения. Понимая, насколько важно побуждать ребенка к вербальной экспрессии по мере его взросления (Harter S., 1983), психотерапевты стремятся разработать средства работы, предполагающие определенный игровой элемент и в то же время стимулирующие вербальную экспрессию. К. ОКоннору (OConnor K., 1983) удалось решить эту задачу путем создания техники Раскрась свою жизнь, предлагающей ребенку подобрать цвета к разным чувствам. Таким образом ребенок получает возможность сперва выразить свои переживания через цвет, а затем, в последующем обсуждении, описать их словами.

Игра Выдерни соломинку была создана, прежде всего, как инструмент эмоциональной экспрессии ребенка. Предполагается, что благодаря предшествующему использованию техники Раскрась свою жизнь (OConnor K., 1983) ребенок уже умеет ассоциировать чувства с разными цветами. В игре Выдерни соломинку используется принцип, аналогичный положенному в основу техники ОКоннора, что помогает ребенку установить связь между разными чувствами и обстоятельствами, а также описать в словах свои переживания. Как правило, дети с удовольствием играют в Выдерни соломинку, и эту игру следует признать психологически нетравматичной.

Описание техники

Предлагаемую методику может использовать любой психотерапевт, желающий побудить ребенка к выражению своих чувств и осознанию их связи с разными жизненными ситуациями. Поскольку она применяется лишь при условии, что ребенок уже научился различать основные чувства, вполне допустимо прибегать к их вербальному обсуждению, которое помогает ребенку лучше понять природу чувств и еще больше вовлекает его в игру. Эмоциональная экспрессия ребенка будет наиболее успешной в том случае, если психотерапевт продемонстрирует высокую степень эмпатии и терпимости к любым проявлениям чувств ребенка.

Данная методика предназначена для детей, уже способных ассоциировать разные чувства с цветами и различать эмоциональные состояния. Необходимо, чтобы ребенок имел достаточный словарный запас и был способен к концентрации внимания в ходе игры. Ее нецелесообразно применять с детьми, отличающимися неусидчивостью, так как их участие в ней вряд ли будет успешным. Предлагаемая методика наиболее эффективна в работе с теми детьми, которым свойственны дух соревнования и стремление выиграть, - они будут выбирать соломинки с теми цветами, а следовательно, и соответствующими им чувствами, которые они обычно избегают обсуждать.

- Гроф Станислав
- Леви-Стросс Клод
- Челпанов, Георгий Иванович
- "Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку
- Арт-терапия
- Экзистенциальная терапия в работе с телом
- Защитные механизмы в гештальт-терапии
- Клиент-центрированная терапия: принять себя и других
- Мотивация развлечением
- Слагаемые успеха - создание уверенности в себе
- Воспитание в духе оптимизма
- Созависимость - что это?
- Кокаиномания